ФинПромТорг




Транспортировка светлых нефтепродуктов. Транснефть. РЖД. Анализ конкурентов. Исследование рынка нефти и нефтепродуктов.

Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводу является весьма эффективным способом транспортировки, поскольку данный метод является самым экономичным из числа тех, которые чаще всего применяются на практике. Ряд экспертов считает, что транспортировка по трубе имеет большие перспективы по причине своей низкой себестоимости. Но с такими оценками не согласны аналитики бюро groupmarketing.ru, по мнению которых железнодорожный транспорт даже в самой отдаленной перспективе не снизит свою долю на рынке ниже 50%.


  • Увеличение мощностей прокачки. Новые методы транспортировки.
  • Транснефтяные идеи. 5 млн. тонн некондиционного продукта.
  • Плюсы и минусы перекачки топлива по нефтепроводу. Сравнения по себестоимости.
  • Ключевые пункты по стратегической программе Транснефти 2020.
  • Сегментация по видам топлива. Структура рынка транспортировки нефтепродуктов по итогу 2017 г.
  • Сегментация по видам транспорта. Структура рынка транспортировки нефтепродуктов по итогу 2017 г.
  • Целевые показатели по программе стратегического развития ОАО АК Транснефть до 2020 года.
  • ОАО РЖД. Всего объемы транспортировки светлых нефтепродуктов (тыс. тонн).
  • ПАО Транснефть. Всего объемы транспортировки светлых нефтепродуктов (тыс. тонн).
  • Динамика котировок акций компании Транснефть.
  • Предварительно рассмотрим структуру рынка транспортировки нефтепродуктов. Видом светлых нефтепродуктов, объемы которого перевозятся в наибольших количествах, является бензин, его доля составляет чуть более 45% в структуре транспортировки нефтепродуктов. Чуть в меньших объемах транспортируется дизельное топливо – доля его 42,4%. Затем идет авиационный керосин с долей 12,4%.

    Самым распространенным видом транспортировки топлива пока остается железнодорожный транспорт, процент перевозки которым составляет более 70% в структуре рынка. Долю 18,4% занимает прокачка топлива через нефтепровод. Третью строчку занимают автомобильные перевозки с долей 9,3%. На водный транспорт приходится всего полпроцента и около 1% занимают прочие вида транспортировки.

    Таким образом, учитывая результаты исследования аналитического бюро groupmarketing.ru, основными конкурирующими сторонами на анализируемом рынке являются компании РЖД и Транснефть. Последняя из указанных госкомпаний в своих перспективных направлениях деятельности много инвестирует денежных средств в проекты, которые направлены на увеличение объемов прокачки как сырой нефти, так и светлых нефтепродуктов.

    Очевидно, что у РЖД сокращаются объемы оказания услуг в этом сегменте рынка, но динамика снижения является не столь значительной, поскольку в течение 2013-2017 гг. снижение составляло в среднем всего 3,6% в год. В данном случае учтены совокупные объемы поставок как на внутренний российский рынок, так и на экспорт.

    Также нельзя сказать, что и Транснефть, учитывая ее глобальные инвестиции в транспортировку, добилась сверх результатов, так как рост объемов за аналогичный период составлял всего по 2% ежегодно. При этом в 2012 году планы Транснефти на 2020 год были воистину высокомерными, об этом подробнее см. далее.

    Увеличение мощностей прокачки. Новые методы транспортировки.

    Компания Транснефть решила воспользоваться уникальным способом транспортировки нефтепродуктов. Уникальность заключается в том, что, излишне свободный трубопроводный канал, изначально предусмотренный под транспортировку нефти, они подумали применить под перегонку нефтепродуктов.

    Выгода, по оценкам специалистов Транснефти, бесспорная. Во-первых, не полностью загруженные нефтепроводы будут перегонять больший объем нефтяных ресурсов, увеличивая, таким образом, загрузку транспортной системы. Во-вторых, из-за того, что рентабельность на нефтепродуктах выше, чем на поставках сырой нефти, поэтому более разумным является решение о том, чтобы частично трубу приспособить под прокачку топлива.

    Площадкой для экспериментов, направленных на оптимизацию процессов перекачки, стал едва лишь действовавший нефтепровод Тюмень – Юргамыш. Вместо нефтепровода из него сделали нефтепродуктопровод. После чего он стал принимать топливо от Антипинского НПЗ. Апробация данного метода случилась в далеком 2013 году.

    Как известно, по технологическим правилам транспортировки нефти и производных от нее нефтепродуктов, в случае смены перекачиваемого вещества, либо смены сорта нефтепродукта, трубу необходимо очищать от скапливающихся на внутренних стенках парафиновых отложений и высоковязких осадков с наличием минеральных загрязнений.

    Для эффективной эксплуатации технологического оборудования, которое используется на транспортных магистралях, зачистке должны также подвергаться металлические резервуары временного и длительного хранения нефтепродуктов. На рынке присутствует большое количество видов резервуаров для хранения нефти, но на практике наиболее популярным типом являются вертикальные резервуары марки РВС.

    Далее нефтеперекачивающую станцию Тюмень, которая была расположена рядом с НПЗ, перепрофилировали под перекачку нефтепродуктов. Предварительно, как предусмотрено инструкциями, были промыты технологические трубопроводы и модернизированы магистральные насосы. Затем с Антипинского НПЗ в результате нехитрых манипуляций по нефтепроводу Транснефти потекло первое топливо, это произошло в 2015 году.

    Транснефтяные идеи. 5 млн. тонн некондиционного продукта.

    Так мы видим, что профессионалы Транснефти способны генерировать кулибинские идеи, профилируя один и тот же трубопровод под перекачку разных продуктов. Учитывая это, у аналитиков бюро groupmarketing.ru возникает закономерная гипотеза о том, насколько применение таких методик для извлечения дополнительной прибыли способно повлиять на возникновение обстоятельств, которые у Транснефти случились весной 2019 года.

    В апреле 2019 года белорусский концерн Белнефтехим сообщил об ухудшении качества нефти, которая поставляется из России. Нефть поступала, как говорили в концерне, с примесями хлорорганических соединений, концентрация которых во много раз превышала предельно допустимые нормы.

    Позднее, после заявлений Белнефтехима, несколькими европейскими странами, была приостановлена поставка сырой нефти, которая доставлялась из России через трубопровод Дружба. Консолидированный объем недоброкачественной нефти, таким образом, по оценкам белорусских экспертов, составил около 5 млн. тонн.

    По мнению следственных органов, загрязнение нефти случилось в Самарской области на узле ее слива. У следствия могли быть предположения, что это было сделано для того, чтобы скрыть следы похищения нефти из трубопровода.

    После произошедшего апрельского загрязнения в Роснефть от покупателей стали поступать претензии по качеству продукта, который доставлялся по Дружбе. По информации Роснефти, покупатели зафиксировали, что в продукте значительно были превышены показатели по допустимому содержанию хлорорганических соединений.

    Позднее, но уже осенью, стали появляться новые сообщения из средств массовой информации о том, что на участке Дружбы от Белоруссии до Польши, было обнаружено новое загрязнение аналогичными веществами.

    Плюсы и минусы перекачки топлива по нефтепроводу. Сравнения по себестоимости.

    Себестоимость транспортировки по трубопроводу одной тонны нефтепродуктов на расстояние в 1 км., по оценкам экспертов, примерно в три раза дешевле себестоимости перевозки аналогичных нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Кроме того, трубопровод примерно в 2 раза дешевле перевозки по воде.

    Но у трубопровода имеется ряд недостатков, одним из которых является то, что поток перекачиваемого продукта должен быть стабильным и максимально плотным, так как, если объем прогоняемых по трубопроводу продуктов небольшой, то себестоимость транспортировки тогда резко возрастает. Также недозагрузка трубы может в какой-то момент стать критической, когда ее эксплуатация станет попросту убыточной.

    При всех минусах трубопроводов, некоторые эксперты считают, что трубопроводная транспортировка имеет большие перспективы, как вариант наиболее экономически выгодного способа поставки нефтепродуктов.

    Ключевые пункты по стратегической программе Транснефти 2020.

    На Совете директоров Транснефти в 2012 году была доложена программа стратегического развития Транснефти, что было сделано одним из руководителей компании. По этой программе планировалось, что к 2020 году Транснефть достигнет следующих результатов работы на внутреннем и экспортном рынке:

  • Объем транспортировки нефти к 20-му году увеличить на 4,7% относительно показателей 2011 г;
  • Объем транспортировки нефтепродуктов планируется увеличить на 81,7%;
  • Протяженность системы магистральных нефтепроводов увеличить планировалось на 2,8%;
  • А протяженность системы магистральных нефтепродуктовпроводов должна будет увеличиться на 11,9%.
  • А по факту 2013-2017 гг., опираясь на исследовательские данные бюро groupmarketing.ru, мы видим результаты, отличные от тех, которые когда-то планировались компанией.Всего объемы транспортировки светлых нефтепродуктов Транснефтью по итогу 2017 года составили 32,7 млн. тонн, немногим отличаясь от того, что было реализовано по итогу 2011 года. За 11-ый год было пропущено по трубе около 30 млн. тонн. В течение периода 2013-2017 гг. рост составлял по 2,03% в среднем за год.

    Двухпроцентный рост объемов произошел только благодаря увеличению транспортировки нефтепродуктов на экспорт. Если бы поставки осуществлялись только на внутреннем рынке, то не было бы и этих 2-х процентов. Аналитики бюро groupmarketing.ru скептически смотрят на то, что по результату 2020 года Транснефть сможет прогнать через трубу совокупно до 54 млн. тонн нефтепродуктов.

    Сегментация по видам топлива. Структура рынка транспортировки нефтепродуктов РФ по итогу 2017 г.

    Нефтепродукты
    Доля, %
    Авиакеросин
    12,40
    Автобензин
    45,20
    Дизельное топливо
    42,40
    Общий итог
    100,00

    Сегментация по видам транспорта. Структура рынка транспортировки нефтепродуктов РФ по итогу 2017 г.

    Вид транспорта
    Доля, %
    Железнодорожный
    70,80
    Трубопроводный
    18,40
    Автомобильный
    9,30
    Водный
    0,50
    Прочий
    1,00
    Общий итог
    100,00

    Целевые показатели по программе стратегического развития ОАО АК Транснефть до 2020 года.

    Программа была представлена на заседании Совета директоров по итогу 2012 года. Показатели из доклада первого вице-президента ОАО АК Транснефть Лисина Ю.В.

    Показатель, единица измерения
    Факт 2011 г.
    План 2020 г.
    Объем транспортировки российской и транзитной нефти, млн. тонн в год
    473,9
    496,3
    Объем транспортировки нефтепродуктов, млн. тонн в год
    30
    54,5
    Протяженность системы магистральных нефтепроводов, км.
    53 441
    54 941
    Протяженность системы магистральных нефтепродуктовпроводов, км.
    19 167
    21 447
    Показатель приведенной аварийности на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах, аварий в год на 1000 км. трубопроводов
    0,17
    0,17

    Анализ конкурентов. Транснефть. РЖД. Объемы транспортировки светлых нефтепродуктов. По данным отчета ФАС. Представлено аналитическим бюро groupmarketing.ru.

    ОАО РЖД. Всего объемы транспортировки светлых нефтепродуктов (тыс. тонн).

    Период
    Показатель, тыс. тонн
    Отклонение к году ранее, %
    2013
    88 915
     
    2014
    90 568
    1,90
    2015
    84 055
    -7,20
    2016
    76 778
    -8,70
    2017
    76 490
    -0,40
    Среднее
    83 361
    -3,60

    ПАО Транснефть. Всего объемы транспортировки светлых нефтепродуктов (тыс. тонн).

    Период
    Показатель, тыс. тонн
    Отклонение к году ранее, %
    2013
    30 202
     
    2014
    30 991
    2,60
    2015
    31 041
    0,20
    2016
    31 787
    2,40
    2017
    32 699
    2,90
    Среднее
    31 344
    2,03

    ОАО РЖД. Внутренний рынок Российской Федерации. Объемы транспортировки светлых нефтепродуктов (тыс. тонн).

    Период
    Показатель, тыс. тонн
    Отклонение к году ранее, %
    2013
    67 400
     
    2014
    65 876
    -2,30
    2015
    60 309
    -8,50
    2016
    54 092
    -10,30
    2017
    55 175
    2,00
    Среднее
    60 570
    -4,78

    ПАО Транснефть. Внутренний рынок Российской Федерации. Объемы транспортировки светлых нефтепродуктов (тыс. тонн).

    Период
    Показатель, тыс. тонн
    Отклонение к году ранее, %
    2013
    9 897
     
    2014
    9 367
    -5,40
    2015
    8 484
    -9,40
    2016
    9 415
    11,00
    2017
    9 764
    3,70
    Среднее
    9 385
    -0,03

    Динамика котировок акций компании Транснефть.

    В течение последних трех лет 2016-2019 гг. акции компании Транснефть торгуются в коридоре уровней 150-200 тыс. рублей за бумагу. Акции торгуются без особой волатильности, постепенно приближаясь к нижней границе указанного коридора в 150 тыс. рублей. Мы оцениваем, что где-то в районе 150 тыс. рублей бумага имеет сильный уровень поддержки.

    Источники информации.

  • На участке трубопровода Дружба зафиксировано новое загрязнение.
  • Программа стратегического развития ОАО АК Транснефть на период до 2020 года.
  • Федеральная антимонопольная служба

  • Дата публикации: 06-12-2019г.
    Автор обзора: ФинПромТорг (Москва)
    WEB: groupmarketing.ru


    Актуальные обзоры. Исследования рынка.

  • Сжиженный природный газ – СПГ. Транспортировка. Прогнозы. Обзор глобального рынка СПГ.
  • Импорт наручных часов. Рынок смещается в сегмент дешевых цен.
  • Газовые котлы. Рейтинг. Цены. Рынок газового оборудования. Аналитика.
  • Стекло листовое. Окна пластиковые ПВХ. Деревянные окна. Обзор глобального и российского рынков светопрозрачных изделий.
  • Финская детская одежда. Reima. Исследование об одежде Рейма.

    Куртка_Рейма. Цены розничные.

    Финский бренд Reima вызывает восторг своим потрясающим ассортиментом одежды, подходящей как для новорожденных, так и для детей подростковых возрастов. Несомненно, Reima – это мировой лидер в производстве функциональной детской одежды.

    Предназначение Reima на рынке детской одежды заключается в том, чтобы не стеснять детей быть активными, обеспечивая при этом им такой гардеробом, который должен состоять только из качественной и круглогодичной, экологически чистой и безопасной одежды.Сбытовые каналы Reima. Спрос на одежду Reima в России.

    Цены. Розничные продавцы.


    Сжиженный природный газ – СПГ. Транспортировка. Прогнозы. Обзор глобального рынка СПГ.

    Газ природный. Цены розничные.

    Аналитики прогнозируют, что доля СПГ на мировом газовом рынке вырастет до 70%. Ожидается удвоение потребления газа в следующем десятилетии. Доля СПГ в структуре мировой торговли вырастет более чем в 2 раза. Рост объемов спроса на трубопроводный газ составит 15-20%. Аналитики groupmarketing.ru прогнозируют, что российские объемы производства СПГ в 2024 году составят примерно 12,4 млн. тонн. Темпы прироста объемов производства по сжижению газа в России будут сокращаться.

    Цены. Розничные продавцы.


    Импорт наручных часов. Рынок смещается в сегмент дешевых цен.

    Часы Tissot. Цены розничные.

    Объемы импорта наручных часов в денежном эквиваленте на протяжении с 2015 по 2017 годы стабильно снижаются, но при этом заметно увеличение в количественном выражении. Российский потребитель теперь предпочитает более дешевые наручные часы. В течение периода до 2014 года важными ценовыми индикаторами, характеризующими ценовые сегменты наручных часов, для розничного потребителя были цены: 10, 30 и 100 тыс. рублей.

    Цены. Розничные продавцы.


    Газовые котлы. Рейтинг. Цены. Рынок газового оборудования. Аналитика.

    Котел_Vaillant. Цены розничные.

    В ближайшие 6-7 лет аналитики предсказывают рынку газовых котлов положительную динамику. Производители соответствующего газового оборудования будут обеспечены гарантированным спросом, а любые инвестиции в отрасль по производству газовых котлов для жилищного сектора будут с легкостью окуплены.

    Цены. Розничные продавцы.


    Стекло листовое. Окна пластиковые ПВХ. Деревянные окна. Обзор глобального и российского рынков светопрозрачных изделий.

    Стеклопакет. Цены розничные.

    Более 60% всего объема производства листового термополированного стекла в России уходит на производство из него стеклопакетов, которые, в свою очередь, используют для изготовления различных видов оконных и дверных конструкций. К таковым конструкциям, например, можно отнести следующие изделия: пластиковые окна с применением профилей ПВХ; окна деревянные, где в качестве каркаса могут быть использованы различные породы дерева: сосна, лиственница, бук или ясень. Обзор подготовлен аналитическим бюро groupmarketing.ru, читайте подробнее коммерческую версию обзора.

    Цены. Розничные продавцы.


    *Примечание: Если в контексте информационного материала, опубликованного на интернет сайте groupmarketing.ru, не указывается, что это коммерческая версия обзора (коммерческий обзор), то такой материал распространяется на бесплатной основе. Для коммерческих обзоров стоимость указана при переходе по ссылке см.подробнее. Все коммерческие обзоры распространяются на условиях оплаты в безналичной форме. За более подробной информацией необходимо обращаться по контактным данным, которые указаны здесь.