ФинПромТорг

Авиаперевозки, пассажиропоток, аэропорты: Цена билета на самолет 2010-2017 - обзор рынка (Аэрофлот, Турция, Азимут, Трансаэро)

Артикул: 4000474 - (Вводная часть обзора рынка)

В 2017 году с учетом сезонной корректировки наблюдается стабилизация показателей как внутренних перевозок, так и международных. Кроме того, в сентябре начала выполнять полеты новая региональная авиакомпания Азимут (базируется в аэропорту Ростова-на-Дону). С 2010 года воздушный транспорт превышает показатели 7-летней давности даже с учетом спада 2015–2016 годов, это транспорт, который обошел более традиционные железнодорожный и автобусный виды, соответствует динамике номинальных доходов населения России, по информации Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Важный вклад в совокупную динамику пассажирооборота внесло быстрое восстановление туристического спроса на поездки в Турцию после отмены запрета на чартерные полеты в сентябре 2016 г. На 2017 год стоимость полетов в салоне эконом класса самолета составляла (по данным Росстата) более 5000 рублей на 1 тыс. км. лета. По оценкам аналитиков groupmarketing.ru увеличение стоимости полетов в течение 2018 года возможно и произойдет, но это случится с минимальной вероятностью, причем это увеличение не будет превышать 4%.

В 2016 году внутрироссийские перевозки сохранили и даже ускорили положительные темпы роста пассажирооборота и числа пассажиров. По данным Росавиации, в 2016 году совокупный пассажиропоток (общее количество при заметном падении международных перевозок и средней дальности пассажиров) гражданской авиации России упал на 3,8% в годовом выражении. При этом резко сократилось число пассажиров, совершающих перелеты между Россией и странами дальнего зарубежья (–34,9% за 2015–2016 годы) и между Россией и СНГ (–12,6%).

По данным за 9 месяцев 2017 года, российские авиаперевозчики (во многом благодаря укреплению рубля) снизили цены на 4,3% относительно того же периода 2016 года; при этом стоимость проезда в купе выросла на 5,8%, что сократило разницу между ценами на билеты железнодорожного (купе) и авиационного сообщения до минимума за последние годы, что также способствует быстрому росту авиаперевозок в 2017 году. Важный вклад в совокупную динамику пассажирооборота внесло быстрое восстановление туристического спроса на поездки в Турцию после отмены запрета на чартерные полеты в сентябре 2016 г.

В 2017 году с учетом сезонной корректировки наблюдается стабилизация показателей как внутренних перевозок, так и международных. Крупнейшие авиакомпании наращивают объемы перевозок, но во многом это связано с консолидацией отрасли в период спада. Корпоративная структура авиаперевозок изменилась в 2015–2017 годах в связи с уходом с рынка некоторых российских и зарубежных компаний.

Пассажиропоток аэропортов

Пассажиропоток аэропорта Внуково в 2016 году снизился на 11,8% — до 13,9 млн. человек, Домодедово — на 6,6%, до 28,5 млн. человек, Шереметьево — вырос на 7,6%, до 33,7 млн. пассажиров. Общий пассажиропоток аэропортов Московского авиаузла (Шереметьево, Внуково, Домодедово) в 2016 году снизился на 1,9% — до 76,1 млн. человек. На внутренних направлениях в 2016 году столичные аэропорты обслужили 42,1 млн. пассажиров, что на 5,9% больше, чем годом ранее, а на международных пассажиропоток снизился на 10,2%, до 34 млн. пассажиров.

Пассажиропоток аэропорта Сочи в 2016 году вырос на 28,8% — до 5,3 млн. человек, аэропорта Симферополя — на 3,7%, до 5,2 млн. человек, аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге — снизился на 1,7%, до 13,3 млн. человек.

Объемы перевозок авиакомпании Аэрофлот за девять месяцев 2017 года, рост объема авиаперевозок...

В частности, Аэрофлот за 2016 год перевез на 11,0% больше пассажиров, чем в 2015 году, Сибирь — на 15,8%, Россия — на 70,5%, Ютэйр — на 20,1%, Уральские авиалинии — на 18,8%. Лоукостер Победа, занял шестое место по пассажиропотоку, увеличив число перевезенных пассажиров на 38,7%. Без учета авиакомпании Трансаэро в статистике 2015 года пассажиропоток за 2016 год вырос на 11,2%.

В 2016 году внутренние перевозки группы Аэрофлот выросли на 7,6%, а международные — на 14,1%, что связано со стабилизацией макроэкономической ситуации в России, увеличением частотности рейсов и развитием дочерних компаний Россия и Победа. За первые девять месяцев 2017 года (январь — сентябрь) авиакомпании обслужили 80,7 млн. пассажиров, обеспечив рост перевозок на 19,3%.

Уход с российского рынка авиаперевозок

Наиболее заметным событием для отрасли стало прекращение работы компании Трансаэро в октябре 2015 г. С 2014 года многие иностранные авиаперевозчики ушли с российского рынка (в основном европейские лоукостеры Air Berlin, EasyJet, Fly Niki и Estonian Air, а также Cathay Pacific и — временно — Thai Airways и Delta), а другие заметно сократили объемы перевозок (в том числе Lufthansa, Finnair, Czech Airlines, Wizzair, Aigle Azur, Emirates, Etihad, EL AL, British Airways). Несмотря на это, в сентябре начала выполнять полеты новая региональная авиакомпания Азимут (базируется в аэропорту Ростова-на-Дону), парк которой состоит из российских самолетов SSJ-100.

Конкурентоспособность авиатранспорта

С 2010 года на первом месте находится воздушный транспорт, который по пассажирообороту превышает показатели 7-летней давности даже с учетом спада 2015–2016 годов, этот транспорт, который обошел более традиционные железнодорожный и автобусный виды, соответствует динамике номинальных доходов населения России.

При этом в авиационной отрасли НДС остается на льготном уровне 10%, хотя эксперты также говорят о необходимости его обнуления, которое может помочь выходу отрасли из кризиса. Также обсуждается идея обнуления НДС на российских региональных авиарейсах в обход Москвы, что поможет развитию региональных авиаперевозок.

Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1000 км пути - средние цены по Российской Федерации

По состоянию на конец 2014 года средняя цена на авиабилеты в Российской Федерации составила 5143,09 руб. Необходимо также сказать, что за последние три года - с 2014 по 2017 год розничная цена на билеты на самолет повысилась на 2% к показателю 2014 года. Прогноз цены на ближайшие два года: Цена будет оставаться на таком же уровне, но не исключено, что будет наблюдаться ее незначительное увеличение на 5-7% в год.

Таблица: Средние Цены по группе товаров - Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1000 км пути:

Период Ед.измерения ЦЕНА
2010 г. РУБ. 6803,56
2011 г. РУБ. 4278,6
2012 г. РУБ. 4675,98
2013 г. РУБ. 4681,41
2014 г. РУБ. 5143,09
2015 г. РУБ. 5670,47
2016 г. РУБ. 5413,97
2017 г. РУБ. 5222,95

Диаграмма (график): Динамика средних цен по России - Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1000 км пути 2010-2017:


Дата публикации: 04-04-2018г.
Автор обзора: ФинПромТорг (Москва)
WEB: groupmarketing.ru