ФинПромТорг

Интернет торговля в России 2017-2018: объемы рынка, исследование ассортимента - аналитика для интернет бизнеса

Артикул: 4000466 - (Вводная часть обзора рынка)

По мнению экспертов аналитического центра groupmarketing.ru, публикуемые цифры органов государственной статистики несколько занижены относительно реальных объемов продаж, по мнению аналитиков. Объемы розничной торговли через Интернет по итогу 2017 года почти приблизились к уровню 400 млрд. рублей, если быть точнее, то розничные продажи через Интернет на территории Российской Федерации составляют сумму в размере 380 млрд. рублей. в год. Настоящий обзор включает в себя таблицы и диаграммы по объемам интернет продаж за период 2015-2017 гг. по регионам: Российская Федерация, Москва, Санкт-Петербург, указаны доли рынка Москвы и Санкт-Петербурга. Настоящий аналитический отчет может стать дополнительным источником информации, на базе которого можно было бы формировать маркетинговые бизнес планы для создания небольших интернет магазинов по продаже товаров народного потребления.

Начиная уже с 2016 года розничная интернет торговля, при условии оценки этого сегмента рынка в денежном выражении, находится на этапе стагнации, во всяком случае, это касается городов Москвы и Санкт-Петербурга. В целом же по России динамика рынка интернет продаж еще пока остается положительной. Дальнейший вектор рынка, будет определяться в зависимости от экономического благополучия населения России, кроме того, рынок будет показывать разнонаправленную динамику в зависимости от товарных сегментов рынка.

Прогнозы и тенденции рынка интернет торговли на 2018-2019 гг.

По мнению аналитиков groupmarketing.ru сейчас динамика спроса на товары через интернет, которые заказывают жители Москвы и Санкт-Петербурга, является опережающим индикатором того, как будет себя вести рынок интернет торговли на ближайшие год-полтора в целом по России, а по состоянию на 2017-2018 эта динамика является нейтральной. Таким образом, как считают специалисты groupmarketing.ru, прирост объемов продаж через Интернет по всей территории России на протяжении 2018-2019 годов будет составлять не более 5-7% в год (в денежном выражении).

Торговая стратегия: География, Условия оплаты и отгрузки товара - принципы Позиционирования

По географическому признаку интернет торговлю необходимо подразделять, с одной стороны, на локальную, этот вариант подразумевает торговлю только на территории, близкой к месторасположению продавца, с другой стороны, глобальную, в этом случае продавец осуществляет продажи по всей территории России. Если в первом варианте оплата товара осуществляется по факту его получения, то для второго варианта необходимо учитывать два подпункта, которые определяют между покупателем и продавцом порядок взаиморасчетов: а) Отгрузка товара в регионы осуществляется только по Предоплате; б) Отгрузка товара в регионы осуществляется, например, наложенным платежом.

Аналитики интернет ресурса groupmarketing.ru, проведя исследования и анализ, рассчитали прогнозные показатели достижимых объемов интернет продаж в зависимости от выбора торговой стратегии, которую будет применять интернет магазин по условиям оплаты и отгрузки товара. Так аналитиками groupmarketing.ru были обозначены четыре базовых сценария торговой стратегии в зависимости от географии торговли и условий оплаты стоимости товара:

1) Продавец находится в Москве и продает товары по Москве и Московской области, оплата за товар осуществляется по факту его получения; 2) Продавец, помимо Москвы и МО, продает товары в регионы России на условиях Предоплаты (отправка осуществляется через транспортную компанию или по Почте); 3) Продавец, кроме Москвы и МО, продает товар по России на условиях Наложенного платежа; 4) Продавец, включая Москву и МО, продает товар в регионы через свои Представительства и оплата в этом случае осуществляется по факту получения товара, например, если представительства открыты в нескольких городах: Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов, Челябинск и Ростов.

Результаты анализа специалисты groupmarketing.ru интерпретируют в виде динамики Индекса объемов продаж, измеряемого в процентах, в этом случае вышеописанный вариант 1) принимается за 100% объемов продаж:

Таблица: Прогнозный Индекс объемов интернет продаж (%) в зависимости от Географии и условий Оплаты:

Наименование показателя
Индекс интернет продаж, %
1) Москва и МО - Оплата по факту
100
2) Россия - Предоплата
125
3) Россия - Наложенный платеж
138
4) Россия - Оплата по факту (Представительство)
151

Торговля через Интернет - розничные продажи товаров (услуг) за 2017 год по территории - Российская Федерация.

По результату 2017 года на территории - Российская Федерация через Интернет в розницу, в соответствии с официальной статистикой, товаров было реализовано на общую сумму 319 011 млн.руб. В эту стоимость включается НДС, акцизы и все торговые наценки, которые были применены, пока товар не дошел до конечного потребителя. Для справки, объем торговли через Интернет за 2017 год по г.Москва составил 79 843 млн.руб., что составляет долю от общероссийского показателя в размере 25%, кроме того, около 5% от общего объема приходится на город Санкт-Петербург.

Показатели по России - Розничные объемы интернет продаж (таблица, график)

Год Ед.измерения Сумма
2015 г. млн.руб. 240 836
2016 г. млн.руб. 300 391
2017 г. млн.руб. 319 011

За последние три года в среднем по России рост объемов продаж через Интернет составил более 30% (32-33 процента) к уровню 2015 года, чего нельзя сказать о Москве и Санкт-Петербурге, в которых динамика рынка в среднем является нейтральной. Такая ситуация, возможно, говорит о том, что рынок онлайн торговли постепенно приблизился к своему пиковому значению, с учетом того экономического потенциала, которым обладают жители российских городов.

Привычный нам опыт подсказывает, что товары лучше покупать через интернет, так как главным критерием в большинстве случаев является цена, а она в интернете всегда была ниже, чем в оффлайн-формате. Но теперь, похоже, времена изменились и у онлайн торговли неплохо получается адаптироваться в конкурентной среде, так как часто можно столкнуться с ситуацией, когда ценник по аналогичному товару в реальном магазине будет ниже (или не дороже), чем в виртуальном.

Показатели по Москве - Торговля розничная через Интернет (таблица, график)

Год Ед.измерения Сумма
2015 г. млн.руб. 77 322
2016 г. млн.руб. 76 759
2017 г. млн.руб. 79 843

Показатели по Санкт-Петербургу - Торговля розничная через Интернет

Год Ед.измерения Сумма
2015 г. млн.руб. 17 934
2016 г. млн.руб. 19 829
2017 г. млн.руб. 16 612

Российский рынок розничной интернет торговли 2017-2018 гг. в разрезе товарных групп (таблица, график) - сегментация то товарам

График, который представлен ниже, описывает структуру рынка интернет торговли по товарным группам. Можно сказать, что график характеризует спрос покупателей в количественном выражении. Из графика видно, что наибольший спрос приходится на одежду - 20%. Кроме одежды и сегмента Прочее в пятерку самых интересных товаров для потенциальных покупателей входят: Косметика, Автозапчасти, Обувь и Мебель. На диаграмме отсутствуют некоторые ходовые товарные позиции с точки зрения потенциала развития данных сегментов интернет торговли, которые в данном отчете вошли в сегмент Прочее: Трикотаж (1%), Автошины (1%), Керамическая плитка (менее 1%), Пледы и одеяла (менее 1%).

Наименование товара
Доля рынка, %
Одежда
20,00
Косметика
9,00
Автозапчасти
9,00
Обувь
8,00
Мебель
6,00
Ювелирные изделия
5,00
Часы
4,00
Ковры
4,00
Ткани
4,00
Бытовая техника
3,00
Посуда
3,00
Постельное белье
2,00
Компьютеры и Мобильные телефоны
2,00
Прочее
21,00
Всего:
100,00

Мотивация покупки в интернет магазине: Самое важное значение - это Цена. Определяющие Факторы для принятия решения покупки (таблица, диаграмма)

Многие покупатели относятся к интернет магазинам с осторожностью, так как считают, что можно заплатить деньги, а взамен ничего не получить, или получить некачественный товар, но несмотря на различные обстоятельства люди все же идут на определенные риски и вступают в финансовые взаимоотношения с интернет магазинами.

Согласно мнению экспертов существует несколько мотивационных факторов, которые имеют определяющее значение при принятии решения покупать или не покупать товар в интернет магазине. Можно посмотреть распределение этих факторов на диаграмме, данные показатели демонстрируют количество случаев, при которых для покупателя тот или иной фактор является доминирующим при принятии решения покупки товара в интернет магазине.

Определяющий Фактор 
 Количество покупателей (случаев), %
Цена в интернет магазине существенно ниже, чем в обычном магазине 
42
Возможность получить товар с доставкой 
10
Возможность получить квалифицированную консультацию, тем более в позднее время суток 
12
Оперативность выполнения заказа (сроки заказа) 
22
Возможность купить тот ассортимент, которого нет в оффлайне 
8
Прочие Факторы
6
Всего:
100

Наиболее важный критерий (фактор) – это цена, которая имеет важность для подавляющего количества покупателей – 42%. Более 20% выделяют фактор: Сроки выполнения заказа (если товар продается под заказ). Менее значимыми критериями для людей являются ассортимент, доставка, квалифицированная консультация в позднее время суток и прочие варианты, на долю которых в среднем приходится около 10% для каждого из факторов.

Оптимальная сумма заказа для интернет магазина

Сумма заказа для интернет магазина – это значимый балансовый показатель между прибылью и убытком магазина. Данный показатель имеет очень важное значение не только для продавца, но и для покупающей стороны, поскольку, если покупать через интернет тот товар, который выпадает за пределы области оптимального баланса по критерию Сумма заказа, то для покупателя возникает большая вероятность того, что он купит данный товар дороже, чем он есть на рынке. Специалисты groupmarketing.ru проанализировали рынок интернет торговли и выявили, что количество продаж того или иного интернет магазина напрямую зависит от суммы каждого заказа в отдельности. Иными словами, интернет магазин может получить максимум заказов в количественном выражении и получить наибольшую прибыль, если будет продавать те заказы, суммы которых попадают в область строго определенных значений. Аналитики groupmarketing.ru на основании исследований рассчитали эту область оптимального интернет заказа по сумме в рублях.

Оптимизация процесса интернет торговли: Относительное количество заказов в зависимости от суммы заказа, приходящихся на интернет торговлю по всем группа товаров в России (таблица, график)

Как видно из нижеследующего графика наибольшее количество заказов, включая все товарные сегменты, приходятся на заказы, которые по сумме лежат в пределах от 4000 до 6000 рублей, и это не случайно, как может показаться на первый взгляд. Как раз в этих пределах находятся те заказы, которые дают оптимальную прибыль для интернет продавца и оптимальную цену для покупателя. В этой связи рекомендуем продавцам товаров через интернет исключить из ассортимента товары, которые по стоимости дешевле 3-4 тыс. рублей.

Если вы только планируете начать торговый интернет бизнес, то рекомендуем даже не связываться с номенклатурой, которая выпадает за пределы 4-6 тыс. рублей, так как, если цена товара меньше 4000 рублей, вы будете менее конкурентоспособными по цене за счет наложения стоимости доставки на товар, который имеет небольшую себестоимость. Удорожание товара из-за доставки в меньшей степени заметно на товарах, которые имеют более высокую себестоимость.

Сумма заказа, руб.
Условное количество заказов
1000
5
1700
40
2400
60
3100
75
3800
85
4500
90
5200
107
5900
80
6600
70
7300
50
8000
30
8700
20
9400
10
более 10000
5

Следуя определенной логике, конечно же, лучше всего торговать дорогостоящими товарами, но надо понимать, что количество таких заказов на рынке интернет торговли невелико в глобальном сравнении с другими товарами, а конкуренция в десятки раз больше. Торговля, например, мобильными телефонами или компьютерами может вам не позволить делать такое количество заказов, которое бы обеспечивало рентабельность вашего бизнеса, но при этом, из-за высокой конкуренции, вам придется выделять весьма солидные бюджеты на рекламное продвижение. Помимо этого, электроника и бытовая техника относятся к группе электроприборов, а это дополнительный фактор возникновения случаев столкнуться с браком.


Дата публикации: 03-04-2018г.
Автор обзора: ФинПромТорг (Москва)
WEB: groupmarketing.ru