ФинПромТорг

Негативные изменения в условиях работы для экспортеров

Артикул: 4000456 - (Вводная часть обзора рынка)

Оценка финансовых и трудозатрат на сопровождение экспортной деятельности большинством экспортеров не приводится — только 20% компаний смогли оценить величину понесенных издержек в 2017 году. Тем не менее, учитывая распространение электронного документооборота, в том числе введение приоритета электронных документов Таможенным кодексом ЕАЭС с 1 января 2018 г. Оценка изменений условий ведения экспортной деятельности для производственных и посреднических компаний. Компании с небольшим опытом экспортной деятельности преимущественно недовольны скоростью прохождения таможенных и логистических процедур. ФАС России требует перевода ставок тарифов на услуги стивидоров в рубли, чтобы избежать валютных рисков для экспортеров. Наибольшая доля отмеченных экспортерами ухудшений положения связана с логистикой. Затраты на получение лицензий ФСТЭК требуют у экспортеров в среднем 40 тыс. Практически все респонденты, заявившие о данной проблеме, считают, что условия ведения экспортной деятельности в России не изменились или ухудшились.

Наиболее негативные изменения в условиях для экспортеров связаны с ростом железнодорожных тарифов и тарифов автоперевозчиков: ухудшение условий фиксируют 37% опрошенных, только 5% считают, что условия улучшились, а 57% указывают на то, что условия не изменились, или затрудняются ответить.

Рост ставок на аренду вагонов

Увеличение расходов на железнодорожные перевозки отчасти связано с ростом ставки аренды железнодорожного подвижного состава: ставки аренды вагонов за последний год выросли практически в два раза (с 717 до 1400 рублей в сутки за полувагон) из-за дефицита подвижного состава, вызванного ограничением продления срока службы вагонов.

Об ухудшении процедур и сроков, связанных с подтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0% НДС при экспорте, говорят 13% респондентов; при этом заметили улучшение 8%, а 79% говорят о том, что условия не изменились, или затрудняются ответить.

Ключевые проблемы экспортеров - сроки возмещения НДС

Проблемы с возмещением НДС обусловлены в том числе необходимостью получения от покупателя из другой страны на территории ЕАЭС документов, подтверждающих уплату косвенных налогов в стране-импортере, что увеличивает риск непредставления документов или их потери.

В целом основные проблемы при налоговом администрировании связаны с отсутствием электронного документооборота и еще не завершенным процессом интеграции баз данных ФТС и ФНС России, а также с отсутствием эффективной системы межведомственного взаимодействия.

Сложности возникают также в связи с необходимостью представлять документы для подтверждения ставки НДС 0% на бумажных носителях по запросу налоговых органов в рамках камеральных налоговых проверок. Ключевой проблемой экспортеры называют затягивание процесса возмещения НДС до 6-9 месяцев, что фактически изымает эти средства из оборота предпринимателей.

ФАС России требует перевода ставок тарифов на услуги стивидоров в рубли, чтобы избежать валютных рисков для экспортеров. На данный момент продолжаются судебные разбирательства ФАС России с рядом крупных морских портов.

Оценка изменений условий ведения экспортной деятельности для производственных и посреднических компаний. Производственные компании оценивают общие условия ведения экспортной деятельности более позитивно.

Компании-производители более позитивно оценивают улучшение условий ведения экспортной деятельности в России в целом: 24% против 16% для торговых компаний. Опрос экспортеров между оценкой производственных и торговых компаний возникают в отношении валютного контроля (21% представителей торговых и только 10% производственных компаний считают, что за прошедший год условия ухудшились) и логистической инфраструктуры (улучшение отмечают 15% торговых и 19% представителей производственных компаний).

Наиболее позитивно оценивают изменения общих условий ведения экспортной деятельности компании пищевой и легкой промышленности. Большинство экспортеров отмечают улучшение в использовании электронного документооборота, а также скорости прохождения процедур в морских пунктах пропуска.

Наибольшая доля отмеченных экспортерами ухудшений положения связана с логистикой; - ухудшение уровней тарифов видят 34% компаний пищевой промышленности и 31% — легкой промышленности, 29% — машиностроительных предприятий; - предприятия легкой промышленности отмечают ухудшение уровней тарифов в морских портах (71%); - ухудшение транспортных процедур ОАО РЖД видят 13% компаний пищевой промышленности.

Компании, занимающиеся выловом рыбы, заявляют о сложностях с получением сертификатов на улов водных биоресурсов для экспортеров: процедура слишком длительна (до 1 месяца) и требует сбора большого комплекта документов, а также о необходимости отправки рыбы на лабораторное исследование биотоксинов в Москву (из Мурманска).

Многие компании заявляют об отсутствии необходимого количества вагонов для вывоза продукции и высоком уровне железнодорожных тарифов. Сложность получения западных сертификатов качества, например FDA, также вызывает ряд затруднений.

Некоторые компании сталкивались с неактуальной информацией на сайте Россельхознадзора, что существенно замедляло процедуры экспорта. Машиностроительные предприятия преимущественно недовольны значительным объемом предоставляемых для экспорта документов, а также возможными затруднениями предоставления электронных документов для ФНС.

Необходимость получения иностранных сертификатов качества также создает препятствия для многих экспортеров машиностроительной продукции. При этом об отсутствии проблем преимущественно говорят компании со значительным опытом экспортной деятельности, а также поставляющие свою продукцию в рамках Таможенного союза.

Государственные субсидии на компенсацию части затрат на транспортировку продукции экспортеров

В 2017 году в качестве меры сокращения логистических расходов экспортеров в рамках отраслевых стратегий развития экспорта продукции транспортного железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения, а также авиационной и автомобильной промышленности были запущены программы субсидирования транспортных расходов.

Предполагается выделение государственных субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции указанных отраслей. Объем субсидий на 2017 год запланирован на уровне 0,7 млрд рублей, а к 2025 году объем выделяемых средств увеличится в 2,7 раза до 1,9 млрд рублей.

Однако опытные экспортеры чаще отмечают положительные изменения в отдельных аспектах; - в части электронного документооборота улучшение отметили 33% опытных экспортеров и только 22% новичков; - в части получения разрешительных документов для соблюдения требований экспортного контроля — 15% и 9% соответственно.

Компании с небольшим опытом экспортной деятельности преимущественно недовольны скоростью прохождения таможенных и логистических процедур. Наибольшее недовольство компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью менее двух лет, связано со значительным объемом требуемых документов, дополнительными требованиями для экспорта машиностроительной продукции, отсутствием возможности подачи ряда документов в электронном виде.

Кроме того, экспортеры-новички говорят о сложностях поиска партнеров за рубежом и о высокой стоимости участия в зарубежных выставках. Компании недовольны ужесточением требований Россельхознадзора и неактуальной информацией, представленной на сайте организации.

Также у компаний возникают проблемы в работе с Роспатентом: сложно получить лицензию непосредственно в организации, а с патентными доверенными работать проще, но значительно дороже (по оценке экспортеров, стоимость получения лицензии увеличивается вдвое).

Многие компании негативно оценивают уровень компетенций сотрудников таможни, являющийся, по их мнению, основной причиной увеличения сроков. Кроме того, требование предоставления документов на бумажных носителях тоже увеличивает сроки прохождения процедур.

Экспортеры фиксируют факты запроса дополнительных документов непосредственно на таможне и необходимость неоднократно подтверждать код товара. Среди компаний, заявивших о задержках на таможне, улучшения в работе таможни видят только 4%, а общие улучшения экспортной деятельности отметили только 8% респондентов.

Опрос экспортеров Дефицит вагонов Некоторые экспортеры в качестве проблемы назвали нехватку вагонов для вывоза зерновых, муки, пиломатериалов, а также о задержках при предоставлении вагонов. Острый характер проблемы связан с особенностями рынка предоставления грузовых вагонов в 2016-2017 годах: из-за введенного в начале 2016 года запрета продления срока службы грузовых вагонов и последовавшего всплеска списания старых вагонов (в 2016 году было списано на 48% больше полувагонов в годовом выражении) усилился дефицит подвижного состава на отдельных направлениях в сезон высокой погрузки (конец лета — начало осени).

По мере выхода на сети новых грузовых вагонов (объем производства грузовых в 2017 году вырос на 49,1%) вопрос должен потерять актуальность. Низкая осведомленность о механизмах государственной поддержки экспорта Компании нуждаются в информации о внешних рынках, в том числе о законодательных барьерах, сертификации и лицензировании в целевых странах и прочих мерах.

Например, в рамках отраслевых стратегий развития экспорта (для железнодорожного, сельскохозяйственного, авиационного и автомобильного машиностроения), а также в качестве мер поддержки внешней торговли, предоставляемых АО РЭЦ, предприятиям предлагаются субсидии на компенсацию части затрат на участие в выставочно-ярморочной деятельности.

Сопутствующие издержки по возврату НДС

Практически все респонденты, заявившие о данной проблеме, считают, что условия ведения экспортной деятельности в России не изменились или ухудшились. Сложности с процедурой подтверждения 0% ставки НДС при экспорте... Значительное количество экспортеров недовольно сроками возмещения налога (некоторые экспортеры говорят о 6 месяцах) и высокими затратами (временем сотрудников).

По оценкам экспортеров, возврат НДС может занимать до 5-9 месяцев, а издержки могут составлять до 2 млн рублей, что может уменьшать оборотные средства компании и влиять на объем производства. Лишь немногие компании, отметившие наличие проблемы с процедурой возврата НДС, видят улучшение условий ведения экспортной деятельности.

Оценка финансовых и трудозатрат на сопровождение экспортной деятельности большинством экспортеров не приводится — только 20% компаний смогли оценить величину понесенных издержек в 2017 году. Основные затраты экспортеров в денежном и временном выражении приходятся на оформление документов для прохождения таможенных процедур: по оценкам представителей производственных компаний, в 2017 году на оформление таможенных документов в среднем было потрачено 45 тыс.рублей (от 10 тыс.рублей для Новосибирска до 400 тыс.рублей для Курской области) и 85 рабочих часов (человеко-часов).

Тем не менее, учитывая распространение электронного документооборота, в том числе введение приоритета электронных документов Таможенным кодексом ЕАЭС с 1 января 2018 г., размер затрат, вероятно, будет уменьшаться.

Затраты на получение лицензий ФСТЭК требуют у экспортеров в среднем 40 тыс.рублей (до 200 тыс.рублей в год для Челябинской области) и 55 рабочих часов. Сертификаты страны происхождения товара требуют значительных материальных ресурсов, но при этом менее затратны с точки зрения временных ресурсов (в связи с привлечением посредников).

Источник: Аналитический центр по данным опросов экспортеров...


Дата публикации: 06-03-2018г.
Автор обзора: ФинПромТорг (Москва)
WEB: groupmarketing.ru