ФинПромТорг



Российский рынок цемента по итогу 2016 г. (производство, динамика) – обзор рынка стройматериалов

В 2016-ом году объем производства цемента на территории нашей страны, как в процентном, так и в натуральном выражении существенно снизился по сравнению с 2015 г. (- 11,3 %, 7,0 млн. тонн в натуральном выражении). Сохранилась негативная тенденция снижения производства цемента, как и в 2015 году (-9,3%, -6,4 млн. тонн в натуральном выражении относительно 2014 года).

Цементная промышленность России включает в себя 58 цементных заводов полного цикла и 7 помольных установок суммарной мощностью 105,0 млн. тонн цемента в год. Из них 3 предприятия в 2016 году остановили производство цемента с неопределенными дальнейшими перспективами возобновления работы: ОАО Воскресенскцемент (мощностью 1,9 млн. тонн), ЗАО Жигулевские стройматериалы (мощностью 1,7 млн. тонн) и ЗАО Савинский цементный завод (мощностью 1,2 млн. тонн). Согласно данным, представленным Федеральной службой государственной статистики, объем производства цемента в России за 2016 г. составил 55, 07 млн. тонн цемента.

Если рассматривать объемы производства цемента в 2016-ом году по округам, то по итогам 2016 г. снижение объемов выпуска цемента отмечено во всех федеральных округах. Ни один федеральный округ РФ, кроме Крымского, в 2016 году не показал прироста производства цемента к 2015 году. Наибольшее снижение производства наблюдалось в Сибирском федеральном округе – 1 219 тыс. тонн (-15,8%) до 6 498 тыс. тонн, в Центральном федеральном округе -2 095 тыс. тонн (-12,8%) до 14 237 тыс. тонн и в Приволжском федеральном округе -1 696 тыс. тонн (-12,2%) до 11 921 тыс. тонн.

Рост объемов производства отмечен только в 10 из 42 регионов, в которых расположены цементные заводы, в том числе: в Амурской области (+26%), Магаданской области (+26%), Калужской области (+23%), Республике Дагестан (18%), Чеченской Республике (+17%), Воронежской области (+17%). Наибольшее падение объемов выпуска цемента отмечено в Тюменской области (-93%), Камчатском крае (-36%), Еврейской автономной  области (-33%), Московской области (-29%) и Белгородской области (-28%).

Небольшие изменения в 2016-ом году произошли в распределении долей ведущих компаний-производителей цемента на рынке нашей страны. Лидером отрасли по объёмам производства цемента по-прежнему остался ЗАО Евроцемент (в 2016-м году произведено 17,47 млн. тонн; -2,69 млн. тонн к уровню 2015-го года). Второе место занимает Газметаллпроект, в состав которого входят ОАО Новоросцемент и ОАО Верхнебаканский цементный завод (в 2016-м году произведено 5,18 млн. тонн; -1,16 млн. тонн к уровню 2015-го года).

Производство РФ: Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные цементы гидравлические:

Год
млн.тн.
2010
50,40
2011
56,20
2012
61,70
2013
66,50
2014
69,10
2015
62,10
2016
55,07

В 2016 году произошли существенные изменения в ассортименте выпускаемого цемента. Основной объём производства пришёлся на портландцемент без минеральных добавок (28,19 млн. тонн.) и портландцемент с минеральными добавками (21,33 млн. тонн.). Значительно увеличилась доля Портландцемента без минеральных добавок в общем объеме выпуска цемента (51,2% в 2016 г. - рост доли на 5% относительно уровня 2015 года).

Согласно последним данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ) и Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК), по итогам 2016-ого года импорт цемента в Россию снизился на 35,8 % (или на 1 041 130 тонн) по сравнению с 2015-м годом. По итогам 2016-ого года в страну было ввезено 1 млн. 864 тыс. тонн цемента.

В распределении импорта цемента по странам в 2016-ом году произошли довольно значительные изменения. Резко увеличил объемы поставок цемента в Россию Казахстан (поставлено 208 578 тонн, что в 11 раз превышает объем 2015 года). Турция последовательно продолжает на протяжении 4 последних лет терять позиции на Российском рынке и с первого места в 2012 г. опустилась на четвертое место в 2016 г.: было поставлено около 64 тыс. тонн цемента, что на 33 % (на 32 205 тыс. тонн) меньше, чем в 2015-ом году.

Согласно данным ФТС в рассматриваемый период резко снизились объемы поставок цемента из Латвийской республики – поставки снизились на 260 тыс. тонн (-90%); Ирана – снижение на 196 тыс. тонн (-82%); Швеции – снижение на 94 тыс. тонн (-92 %). Увеличение объемов поставок за 2016 г. можно выделить из Республики Беларусь (поставлено 1 389 тыс. тонн, рост на 6%) и Австрии (поставлено 96 тыс. тонн, что на 86 тыс. тонн больше уровня 2015 года).

Основными странами-потребителями российского цемента за этот период являлись: Казахстан 563 тыс. тонн (-54,8% к 2015 году), Республика Беларусь 248 тыс. тонн (-42,0%) и Финляндия 84 тыс. тонн (рост в 4 раза).

За период с начала года цена выросла на 13,2%, при этом максимальный рост был зафиксирован в Южном федеральном округе (+26,2%) и Северо-Кавказском федеральном округе (+24,6%). Средневзвешенная цена производителей за 2016 год увеличилась к уровню 2015 года на 254 руб./т (+8,8%) и составила 3 130 руб./т без НДС и доставки. Наибольший рост цен производителей за этот период наблюдался в Южном федеральном округе + 479 руб./т (+17,3%) до 3 243 руб./т и в Северо-Кавказском федеральном округе +453 руб./т (+15,8%) до 3 326 руб./т. Падение цен производителей в 2016 году наблюдалось только в Дальневосточном федеральном округе - 169 руб./т (-4,0%) до 4 087 руб./т.[4] В Сибирском федеральном округе цены производителей цемента выросли на 13,7%, что соответствует уровню роста цен по России.

Более всего от снижения спроса пострадали приволжские и сибирские цементники. В результате в стране остановлены несколько цементных заводов, из-за недостатка кредитных средств затормозились модернизационные процессы во всей отрасли. На это повлияли несколько негативных факторов в отрасли. Во-первых, отставание ценообразования от реальных тенденций экономики (темп роста цен в цементной отрасли значительно ниже реального темпа роста цен промышленности при постоянно растущих затратах и издержках). Во-вторых, процессы модернизации и развития требуют вливания больших инвестиционных средств, в том числе и кредитных, что в сложившихся условиях становится неподъемной нагрузкой для заводов. И в-третьих, из-за развития цементных производств в других странах, возросшей конкуренции с импортным цементом наблюдается спад спроса на отечественный цемент, что делает цементную отрасль России менее привлекательной для инвестиций.


Дата публикации: 29-08-2017г.

Источники информации:

Статья (обзор, отчет) подготовлен(а) при использовании информационных материалов со следующих интернет ресурсов: www.iskcem.ru; rcmm.ru; www.fedstat.ru; www.gks.ru...

Автор обзора: ФинПромТорг (Москва)
WEB: groupmarketing.ru


Актуальные обзоры. Исследования рынка.

  • Офисная металлическая мебель. Меры государственной политики. Производство. Импорт.
  • Рейтинг эпиляторов. Электрические. Лазерные. Фотоэпиляция и пилинг. Обзор по популярным моделям.
  • Бензин АИ-92 АИ-95. Цены розничные АЗС (Роснефть, Лукойл). Обзор топливного рынка.
  • Силовые трансформаторы. Электротехническое оборудование. Масло трансформаторное. Анализ рынка.
  • Светодиодные светильники и лампы. LED. OLED. Рынок светодиодного освещения.

    Светодиод уличный. Цены розничные.

    Рынок светодиодного освещения по оценкам экспертов к 2025 году будет свыше 100 млрд. долларов США. Динамика рынка к указанному сроку будет в среднем составлять 11-12% в год. Прогнозируется, что светильники для коммерческого и промышленного освещения имеют наибольший потенциал роста. Обустройство городской инфраструктуры в крупных населенных пунктах будет подпитывать спрос на светодиодные светильники и уличные лампы.

    Сегмент рынка жилого освещения за последнее время стал демонстрировать высокие темпы роста, это связано, во-первых, с введением в эксплуатацию светодиодных ламп, во-вторых, из-за снижения цен на данную продукцию. Сегмент коммерческого светодиодного освещения (LED) преобладает на общем рынке.

    Предложения. Маркетплейсы.


    Офисная металлическая мебель. Меры государственной политики. Производство. Импорт.

    Офисное кресло. Цены розничные.

    Вводимые государством запреты на покупку мебели импортного производства, скорее всего, не снижают объемы импорта, а скорее всего, подстегивают его. В этой связи, прогнозируется, что темпы роста российского производства мебели не будут такими высокими, как это было до 2018 года. Ежегодное увеличение объема производства до 2018 года было на уровне 8% в год, а до 2024 года по расчетам аналитического бюро groupmarketing.ru прирост будет и того скромнее – около 4-х процентов в год.

    Предложения. Маркетплейсы.


    Рейтинг эпиляторов. Электрические. Лазерные. Фотоэпиляция и пилинг. Обзор по популярным моделям.

    Remington iLIGHT. Цены розничные.

    Удобная эпиляция от Braun – это множество важных опций. Philips дорогой, но он имеет ряд преимуществ перед конкурентами. Panasonic очень компактен для того количества функций, которыми он обладает. Где обычные эпиляторы бессильны, поможет лазерная эпиляция прибором Tria.

    Предложения. Маркетплейсы.


    Бензин АИ-92 АИ-95. Цены розничные АЗС (Роснефть, Лукойл). Обзор топливного рынка.

    АЗС. Цены розничные.

    Правительственные органы призваны сдерживать цены на бензин в стране. В этой связи, между государством и нефтяными компаниями было заключено соглашение, которое должно регулировать планомерность повышения цен на топливо. Усмирение, таким образом, цен на бензин и дизельное топливо, по оценкам специалистов, продолжится и после окончания действия указанного стабилизационного соглашения. Как предполагают эксперты, стоимость бензина начнет опять повышаться с приходом осени.

    Предложения. Маркетплейсы.


    Силовые трансформаторы. Электротехническое оборудование. Масло трансформаторное. Анализ рынка.

    Трансформаторное масло. Цены розничные.

    Сильные и слабые стороны, которые будут определять развитие рынка силовых трансформаторов. Масляные трансформаторы имеют высокие показатели по сроку эксплуатации. Внимание к охране окружающей среды влияет на увеличение спроса на трансформаторы сухого типа. Переход к возобновляемым жидкостям будет ограничивать сегмент рынка масляных трансформаторов.

    Предложения. Маркетплейсы.