ФинПромТорг




Услуги населению 2017: туристические, медицинские, услуги ЖКХ (обзор рынка платных услуг)

В общей сумме расходов на услуги наиболее стабильны по годам доли услуг ЖКХ и связи, так как они менее эластичны (являются обязательными). У наиболее бедных слоев населения оплата услуг ЖКХ в 2012-2016 годах составляет 50-56% всех расходов на услуги, в то время как у домохозяйств пятого квинтиля — 20-31%. Доля расходов остальных 20-процентных групп населения на услуги ЖКХ тем больше, чем ниже их порядковый номер (менее состоятельное население в них входит).

Основными потребителями медицинских услуг и услуг учреждений культуры являются представители четвертого и пятого квинтилей, так как именно у них есть средства на платные медицинские услуги более высокого качества при наличии государственной бесплатной медицины, а также на дополнительные развлечения (услуги учреждений культуры). Доля расходов на медицинские услуги и культуру для первых двух квинтилей стабильна и составляет около 2-5%. При этом доля пятого квинтиля в расходах на медицину в среднем за три квартала 2016 года составила 6%, а на услуги учреждений культуры — 20%.

Спрос на медицинские услуги в России в сопоставимых ценах остается на уровне 2014 года (-0,2%), а потребление услуг системы образования снижалось на 2-3% в год на протяжении 2014-2016 годов. Еще сильнее падает объем предоставления населению туристских услуг (включая работу туроператоров): их объем в 2016 году в сопоставимых ценах оказался на 16,6% ниже уровня 2013 года. Из-за падения доходов население экономит на услугах туроператоров, самостоятельно планируя поездки: спрос на услуги гостиниц за 2014-2016 годы вырос на 14,8% (в том числе только за 2016 год — сразу на 8,1%, в то время как туристские услуги упали на 8,2%).

Слабый рост, зафиксированный в секторе платных услуг населению во втором полугодии 2016 г. (+0,2% в годовом выражении), по итогам I квартала 2017 г. вновь сменился снижением (-0,3% в годовом выражении). В сопоставимых ценах сектор продолжает стагнировать примерно на уровне 2013 года. На фоне сильного падения розничных продаж товаров (при сопоставимых темпах инфляции) это привело к росту доли платных услуг в потребительских расходах населения до 21,4% в 2016 году против 20,7% в 2015 году и 20,2% в 2014 году.

Доля платных услуг в структуре потребительских расходов в России меньше, чем в развитых странах и ряде развивающихся. Многие виды платных услуг складывались в России в 90-е годы как часть потребления состоятельных слоев населения, и до сих пор рынок услуг характеризуется высоким социальным неравенством. Объем потребления платных услуг у наиболее состоятельных 10% населения за три квартала 2016 года в 11 раз превысил аналогичный показатель у наиболее бедных 10% жителей России. По медицинским услугам это соотношение превысило 60 раз, по услугам учреждений культуры достигло почти 80, а по санаторно-оздоровительным услугам приблизилось к 200.

Потребление платных услуг населением отличается впечатляющей стабильностью на фоне сжатия доходов населения и спроса на товары: за 2015-2016 годы реальное потребление платных услуг снизилось лишь на 2,3% при падении реальных располагаемых доходов населения на 8,9%, а розничных продаж товаров — на 14,1%.

Росстат проводит выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств, в ходе которого опрашивает 48 тыс. семей по всей России. При этом величина расходов населения на оплату услуг согласно опросам не полностью совпадает с результатами прямого наблюдения Росстата за сектором платных услуг. Так, по опросам, затраты на транспорт оказываются вдвое ниже официальных данных, а расходы на услуги учреждений культуры — в 7 раз выше. По-видимому, в методологии опросов в услуги учреждений культуры включены также услуги сферы рекреации (в том числе туристские услуги, услуги гостиниц и т.п., услуги физической культуры и спорта).

Динамика расходов на транспортные услуги отражает два типа реакции на снижение экономической активности в стране: у домохозяйств 4-го и 5-го квинтилей доли расходов на услуги пассажирского транспорта колебались между 5 и 11%, в то время как показатели у более бедных трех 20-процентных групп населения постепенно снижались (с 12% в 2012 году до 7% за три квартала 2016 года). Во многом это объясняется тем, что менее обеспеченные слои населения снизили число путешествий в связи с более острожным экономическим поведением в ходе рецессии.

Специфика услуг по сравнению с товарами выражается в меньших колебаниях спроса населения в ходе экономического спада и сжатия реальных доходов, в том числе в связи с тем, что цены на услуги растут медленнее. Это частично отражает жизненную необходимость таких услуг (медицина и образование), частично — дефицит качественных услуг. В отличие от товаров в услугах мала доля импорта (исключение — зарубежный туризм).

Ключевыми видами платных услуг остаются: - коммунальные (отопление, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение) — на них в последние годы приходится чуть более 21% всех затрат населения на платные услуги, хотя до 2009 года их доля составляла 18%; - транспортные — их доля снизилась с 24,3% в 2002 году до 18,4% в 2015 году, но в 2016 году выросла на 1,6 п.п.; - услуги связи — их доля сократилась с 19,9% в 2007 году до 15,1% в 2016 году.

Цены на платные услуги населению в среднем за 2016 год росли почти в два раза медленнее, чем в предыдущем году. В отдельных сферах замедление оказалось еще более существенным: например, прирост цен на жилищные услуги сократился до 7,7% после 19,5% в 2015 году, на зарубежный туризм — до 12,4% по сравнению с 36,8% в 2015 году. Услуги связи стали единственной крупной категорией услуг, темп роста цен на которые в 2016 году ускорился по сравнению с 2015 годом, хотя и остался весьма незначительным — 3,0%.

Стагнация на уровне 2013 года, характерная для сектора платных услуг, отмечается и во всех его крупных категориях: спрос на бытовые услуги за три года вырос на 1,6% относительно уровня 2013 года, на жилищные — на 0,9%, на коммунальные услуги снизился на 0,2%, на транспортные — на 0,5%, на услуги связи — на 2,3%.


Дата публикации: 18-08-2017г.

Источники информации:

Статья (обзор, отчет) подготовлен(а) при использовании информационных материалов со следующих интернет ресурсов: ac.gov.ru...

Автор обзора: ФинПромТорг (Москва)
WEB: groupmarketing.ru


Актуальные обзоры. Исследования рынка.

  • Силовые трансформаторы. Электротехническое оборудование. Масло трансформаторное. Анализ рынка.
  • Вакуумные насосы. Компрессоры воздушные. Вакуумные машины – упаковщики. Анализ рынка насосного оборудования.
  • Офисная металлическая мебель. Меры государственной политики. Производство. Импорт.
  • Обзор рынка автозапчастей: импорт, производство, объем рынка 2018 г.
  • Импорт наручных часов. Рынок смещается в сегмент дешевых цен.

    Часы Tissot. Цены розничные.

    Объемы импорта наручных часов в денежном эквиваленте на протяжении с 2015 по 2017 годы стабильно снижаются, но при этом заметно увеличение в количественном выражении. Российский потребитель теперь предпочитает более дешевые наручные часы. В течение периода до 2014 года важными ценовыми индикаторами, характеризующими ценовые сегменты наручных часов, для розничного потребителя были цены: 10, 30 и 100 тыс. рублей.

    На данный момент наибольшим приростом спроса пользуются наручные часы в ценовом диапазоне розничных цен до 100-120 долларов. Настоящий обзор в подробном изложении включает в себя динамику импорта 2015-2017 гг. часов наручных с электрическим приводом, часов наручных прочих в количественном и денежном выражении, кроме того, представлены таблицы и графики-диаграммы динамики по годам. Обзор подготовлен аналитиками интернет ресурса groupmarketing.ru при использовании материалов ФТС России и других источников.

    Выборка. Маркетплейсы.


    Силовые трансформаторы. Электротехническое оборудование. Масло трансформаторное. Анализ рынка.

    Трансформаторное масло. Цены розничные.

    Сильные и слабые стороны, которые будут определять развитие рынка силовых трансформаторов. Масляные трансформаторы имеют высокие показатели по сроку эксплуатации. Внимание к охране окружающей среды влияет на увеличение спроса на трансформаторы сухого типа. Переход к возобновляемым жидкостям будет ограничивать сегмент рынка масляных трансформаторов.

    Выборка. Маркетплейсы.


    Вакуумные насосы. Компрессоры воздушные. Вакуумные машины – упаковщики. Анализ рынка насосного оборудования.

    Насосы воздушные. Цены розничные.

    Объем мирового рынка вакуумных насосов по итогу 2018 года экспертами оценивается в 2,3 млрд. долларов США. Также, по мнению экспертов, к 2024 году рынок достигнет показателя значения 3,2 млрд. долларов. Таким образом, ежегодный рост рынка в среднем будет составлять более 6% за прогнозируемый период с 2019 по 2024 гг. В России по результату 2018 года было произведено всего 124 тыс. единиц вакуумных, воздушных насосов и компрессоров.

    Выборка. Маркетплейсы.


    Офисная металлическая мебель. Меры государственной политики. Производство. Импорт.

    Стул офисный. Цены розничные.

    Вводимые государством запреты на покупку мебели импортного производства, скорее всего, не снижают объемы импорта, а скорее всего, подстегивают его. В этой связи, прогнозируется, что темпы роста российского производства мебели не будут такими высокими, как это было до 2018 года. Ежегодное увеличение объема производства до 2018 года было на уровне 8% в год, а до 2024 года по расчетам аналитического бюро groupmarketing.ru прирост будет и того скромнее – около 4-х процентов в год.

    Выборка. Маркетплейсы.


    Обзор рынка автозапчастей: импорт, производство, объем рынка 2018 г.

    Радар детектор. Цены розничные.

    За последние 5 лет цены на автозапчасти увеличились более чем на 40%, согласно маркетинговым исследованиям рынка автозапчастей. Методы сбора информации: кабинетные исследования, а также экспертные интервью с профессиональными участниками исследуемого рынка. Источники информации, которые были использованы при составлении данного отчета: Статистика Росстат, Данные ФТС России, прочие источники информации. Автор П.Максимов, смотреть полное содержание обзора, аналитический портал groupmarketing.ru.

    Выборка. Маркетплейсы.


    *Примечание: Если в контексте информационного материала, опубликованного на интернет сайте groupmarketing.ru, не указывается, что это коммерческая версия обзора (коммерческий обзор), то такой материал распространяется на бесплатной основе. Для коммерческих обзоров стоимость указана при переходе по ссылке см.подробнее. Все коммерческие обзоры распространяются на условиях оплаты в безналичной форме. За более подробной информацией необходимо обращаться по контактным данным, которые указаны здесь.