Методы

  • Анкетирование или Количественный опрос респондентов - метод маркетинговых исследований
  • Методы анализа
  • Фокус-группа - метод маркетинговых исследований
  • Контроль полевого этапа маркетингового исследования
  • Процесс проведения полевого этапа маркетинговых исследований
  • Экспертное глубинное интервью – экспертный опрос
  • Цели и задачи, решаемые с помощью маркетинговых исследований

    Цели и задачи диктуются условиями существующих бизнес-идей, связанных с выходом компаний на новые рынки сбыта, либо реализацией инвестиционных проектов. В этом случае этап - маркетинговые исследования, как промежуточное звено включается в общую цепочку бизнес-процесса.

    Началом для проведения исследований, также могут стать гипотезы заказчика относительно тенденций, происходящих на его рынке. В данном случае, он пока только о них предполагает и ему необходимо подтверждение, либо опровержение имеющихся у него фактов.

    Таким образом, исследования представляют комплекс мероприятий, который помогает компаниям независимо от их деятельности решить следующие задачи:

    • Составить описание структуры рынка;
    • Сформировать потрет конечного потребителя товаров;
    • Изучить потребительское поведение на рынке;
    • Понять узнаваемость брендов компаний среди конечных потребителей;
    • Разработать концепцию позиционирования компании на рынке;
    • Выявить, в соответствии с концепцией бизнес - идеи, ассоциации, возникающие у потенциального потребителя;
    • Определить стимулы, влияющие на приобретение потребителем товаров / услуг;
    • Выявить необходимые для потребителя атрибуты, преимущества, ценности бренда.

    Анкетирование или Количественный опрос респондентов - метод маркетинговых исследований

    Опрос проводится путем заполнения структурированной анкеты, составленной на подготовительном этапе. Фиксация ответов интервьюером осуществляется в полном соответствии с ответами респондента.

    Конкретизация респондентов производится в ходе предварительных с ними контактов. 

    Данный метод, как правило,  является завершающей стадией  проведения полевого этапа исследования и позволяет получить измеряемые величины по интересующим заказчика целям и задачам.

    Метод позволяет проверить гипотезы, которые были выдвинуты на качественном этапе ( фокус-группы и экспертные интервью), измерить узнаваемость брендов и сформировать портрет потребителя, изучив его поведение и социально-демографический статус, а также оценить его предпочтения в выборе тех или иных товаров, услуг и готовность покупать новый продукт.

    Методы анализа

    Принимая в расчет цели и задачи исследования, среди аналитиков принято пользоваться  следующими методами статистического анализа, как наиболее современными и распространенными:

    • Описательный анализ;
    • Анализ различий (анализ потенциальных потребителей);
    • Факторный анализ;
    • Кластерный анализ;
    • Корреляционный анализ;
    • Регрессионный анализ;
    • SWOT-анализ.

    Обработка информации, собранной в ходе исследований осуществляется с помощью программного обеспечения SPSS.

    Комментарий: Матрицы Boston Consulting Group и другие методы анализа на сегодняшний день  отошли на второй план.

    Фокус-группа - метод маркетинговых исследований

    Качественный метод исследования. Используется  большинством маркетинговых компаний, как один из самых распространенных, зарекомендовавший себя на рынке исследований качеством получаемой информации.

    Метод представляет собой проведение разговора участников в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от опрашиваемых респондентов по выделенному кругу вопросов, в соответствии с поставленными заказчиком целями. Групповое обсуждение проводит квалифицированный специалист  - модератор. Количество респондентов в фокус-группе  составляет от 4 - 7 человек. Продолжительность дискуссии около полутора часов. Отбор респондентов осуществляется по отборочной анкете.

    Главной задачей этого метода является выделение основных  идей о товарах, услугах. В ходе проведения фокус-группы модератором фиксируются обрывочные высказывания участников дискуссии, поведение, последовательность ответов и динамики их мнений.

    Задачи исследования, решаемые методом фокус-групп  могут с одной стороны соответствовать задачам, поставленным на экспертное интервью, с другой иметь следующие отличительные особенности:

    • Выявление мотивационных аспектов влияния внешнего вида и информационных носителей;
    • Готовность потенциальных потребителей приобретать тестируемую продукцию;
    • Проверка, тестирование имеющихся оптимальных названий для продукта;
    • Изучение лояльности потребителей к планируемой концепции бренда;
    • Поиск оптимального, по мнению респондентов названия для продукта;
    • Выявление соответствий названия продукта и дизайна;
    • Выявление ассоциативного и эмоционального ряда к дизайну и их соответствия тестируемому продукту;
    • Тестирование предложенных вариантов.

    Контроль полевого этапа маркетингового исследования

    Контроль качества проведения полевых исследований необходим, дабы избежать, возможности  отбраковки анкет после проведения количественного опроса.

    Исследователь – маркетинговая компания  в процессе проведения работ осуществляет следующий контроль работы интервьюеров:

    • 100 % - визуальный контроль качества заполнения анкет;
    • Контроль работы интервьюеров проведения опроса;
    • логический анализ анкет: анкеты, содержащие логические ошибки проверяются повторно,
    • 50-60 % анкет проходят через процедуру телефонных контактов с участниками интервью, с целью выявления ошибок и брака возникающего при анкетировании, в случае обнаружения двух и более ошибок –  все анкеты интервьюера проверяются  дополнительно;
    • составление детализированной инструкции на проведение исследования и применение штрафных санкций к интервьюерам;
    • проверка отчетов интервьюеров;
    • Корректировка массива данных в статистической программе SPSS.

    Процесс проведения полевого этапа маркетинговых исследований

    Основные идеи:

  • Формулировка целей и задач исследования;
  • Составление структуры полевого исследования рыка;
  • Определение объектов исследования;
  • Выбор целевой аудитории;
  • Согласование методов исследования;
  • Расчет объема выборки;
  • Разработка необходимого инструментария, составление топик-гайдов;
  • Рекрут участников исследования;
  • Проведение сфокусированных групповых дискуссий ( фокус-группы );
  • Запись групповых обсуждений на аудио и видео – носители;
  • Полная расшифровка обсуждений, составление транскриптов;
  • Анализ собранной информации (методы анализа);
  • Составление аналитического отчета.
  • Экспертное глубинное интервью – экспертный опрос

    Глубинные экспертные интервью проводятся с представителями конкурентов, участников рынка, либо независимых экспертов.

    В качестве представителей ведущих компаний выступают: директора, исполнительные директора, руководители управлений, отделов маркетинга и продаж.

    На основании целей и задач рассчитывается объем  выборки проведения интервью. Как правило, согласованный с заказчиком бюджет исследования позволяет провести за один проект от 3 до 10 интервью.

    Применяемые легенды используются на усмотрение маркетинговой компании, выполняющей исследовательский проект, например, легендой может являться написание статьи и т.д.

    Этапы подготовки и  порядок  проведения экспертного интервью:

    • Постановка проблем;
    • Определение круга вопросов;
    • Разработка инструментария и сценария интервью;
    • Инструктаж и тренинг для интервьюеров;
    • Составление топик-гайда интервью;
    • Запись интервью на цифровой носитель;
    • Расшифровка аудиозаписи в формате MSWord ( транскрипт )
    • Контроль исполнения качества работы интервьюеров;
    • Итоговый анализ информации;
    • Составление аналитического отчета;
    • Демонстрация заказчику презентации отчета.

    Краткие задачи, решаемые на этапе экспертных интервью:

    • Получение общей информации и описание структуры исследуемого рынка;
    • Тенденции и особенности рынка;
    • Получение субъективных экспертных оценок о рынке, конкурентах, потребителях, объеме, емкости рынка, перспективах развития рынка, географии продаж, объемах продаж, взаимоотношениях с розницей и сетевыми ритейлерами;
    • Выявление факторов, влияющих на спрос товаров / услуг, рекомендаций по маркетинговым стратегиям и каналам продвижения;
    • Получение ответов экспертов на вопрос о возможности выхода на рынок нового игрока, желающего реализовать инвестиционные проекты в этом сегменте.

    Примечание: Экспертные интервью являются рекомендованными, но зачастую не обязательным методом в исследовательской практике. Следует отметить, что эксперт имеет собственное субъективное мнение, отвечая на задаваемые вопросы, может  в чем-то ошибаться  или просто владеть информацией не в полном объеме.


    Поголовье коров, свиней, птицы - 2018… Производство и потребление мяса и мясных продуктов

    В России, в том числе в СЗФО наблюдаются положительные тенденции в сегменте свиноводства за последние несколько лет, в целом: увеличивается поголовье свиней, соответственно, увеличивается объем производства мяса свинины. В перерабатывающей промышленности, мы так же видим рост производства мяса свинины.

    Дефицит предложения на рынке новостроек - цены на новую недвижимость: Нижегородская, Иркутская и Самарская области

    Рыночные цены на недвижимость определяют стоимость предмета залога по ипотеке, поэтому регулярно необходимо проводить мониторинг рынка жилья, по информации САИЖК. Ввиду сокращения и значительного удорожания кредитования строительного сектора наряду со снижением платежеспособного спроса на рынке жилья в 2009 году резко сократился объем работ, выполненных по виду деятельности Строительство.

    Российский рынок лизинга входит в ТОП-10 лизинговых рынков

    Крупнейшим сегментом рынка остается автолизинг, доля которого достигла 37% в 2015 году (36% за 2014 год). Возникновение новых или увеличение напряжения в уже существующих конфликтах, может привести к снижению ликвидности, повышенной волатильности и снижению стоимости ценных бумаг...

    Сотовая связь Башкортостана: Цены на телефоны и услуги сотовой связи (ССБ)

    По прогнозам аналитиков Groupmarketing.RU стоимость сотовой связи на 2018-2019 годы будет расти, предположительно, на 15% в год, по причине того, что ранее региональные рынки услуг сотовой связи были монополизированы Федеральными компаниями (МТС, Билайн, Мегафон) и теперь только они одни будут влиять на ценообразование в регионах России.

    Обзоры по разделам

    Авторынок
    Алкогольная продукция
    Банковские услуги
    Детские товары
    Косметика и парфюмерия
    Лекарства
    Медицинские услуги
    Недвижимость
    Образование
    Общественное питание
    Одежда и обувь
    Продукты питания
    Промышленные рынки
    Рекламный рынок
    Рынок труда
    Связь
    Страхование
    Стройматериалы
    Товары для дома
    Торговля
    Туризм
    Электроника
    Прочее

    Подписка - Новые Обзоры Рынка

    LG Electronics близка к своей самой крупной покупке

    Huawei научит ИИ-ассистентов понимать эмоции

    Разноцветный квадрат Малевича: как заработать на любви саратовцев к кистям и краскам

    Бизнес-эксперт, консультировавший BMW и Bank Of America, поделится с саратовцами формулой успеха

    Прощание с брендом: Марксовский пивзавод продают за 67 млн рублей или меняют на пшеницу

    Три депутата Барнаульской гордумы стали Директорами года в 2017 году

    Гостиница Алтай в центре Барнаула закрылась на реконструкцию

    Антон Долин рассказал о своей работе на ТВ-3 и журнале Искусство кино

    Sony и Университет Карнеги - Меллона разработают роботов для приготовления еды

    Плата Supero C9X299-PG300 рассчитана на геймерскую аудиторию

    Чемезов заявил о покупке рублей контрагентами Рособоронэкспорта

    Акции UC Rusal взлетели на 15% на заявлении о возможности отмены санкций

    Минфин США допустил отмену санкций против UC Rusal

    Власти Татарстана разрешили повысить цены на бензин. Но не так сильно, как хотели АЗС

    Кондратьев принял участие в открытии завода по производству детского питания в Тимашевске

    Минфин США допустил снятие санкций с РусАла в случае отказа Дерипаски от контроля

    Дуров предсказал утечку данных пользователей взяткодателям и хакерам

    Фитнес-тренер напомнил бизнесмену приемы рэкетиров в охоте за миллионом долларов

    Канье Уэст переместился в будущее и признался в любви Илону Маску

    Предприятия Урала провели День здоровья для воспитанников Верхнетагильского детдома